Егорьев день, Юрий вешний (6 Мая)



Егорьев день, Юрий вешний - старинный русский праздник, отмечаемый 6 мая по новому стилю (23 апреля по старому стилю).

Клычков С.А. в книге "Князь мира" (1928 г.) пишет про этот праздник - "В старину на егорьев день, двадцать третьего апреля, совершался "обход скота": хозяева "обходили" всю домашнюю скотину с иконой Георгия Победоносца. Затем скотина сгонялась в общее стадо, окроплялась святой водой. После этого обряда хозяйка гнала стадо за околицу освященной вербой. Провожали стадо хлебом и солью."

От этого праздника появилось слово - Объегорить.

Дополнительно

6 мая

Май

Праздники и даты в Мае

Фразы о весне

Внешние ссылки

Юрий Вешний, Егорьев день на calend.ru

В литературе

Клычков С.А.

"Князь мира" (1928 г.)

"В Егорья выезжает в наши поля богатырь. Выезжает он из-за поповой горы на долгогривом белом коне, с бурыми яблоками по бокам и на крупе. В полности конь подходит по масти к овражкам за церковью и круговинам, простым грешным глазом его и не заметишь, когда еще снега целиком не сбежали, а земля уж пролыснилась и лежит под вечер на иссиня-белом снегу, как бурые конские пятна. Конь легонько коснется копытом земли и отворит ключи и потоки… Дыхнет жаром и полымем в обе ноздри на дороги, обдаст туманом перелески и пустоша, и солнце в этот день поутру поднимается выше сразу на целую сажень, как будто боясь, чтобы из-за чертухинских овинов с поповой горы его не достала золоченая пика… На деревне скотина еще с вечера начнет истошно реветь и бодать рогами ворота, а в лесу задымятся почки и сучья встряхнутся, загибая кверху концы, - туман в этот день долго висит по полям, плотно приникши к земле, пока-то проскачет за туманом богатырь на коне, воскрешая к жизни лягушек в болоте, будя змей в кочках и пнях и прогоняя крупную рыбу из больших в малые реки, чтобы сбросить по половодью икру и на обратном пути угодить прямо в мережку… Висит туман, пока огненная грива не заполощет на сильном скаку по голой опушке осинника и конь не пронесет по ней седока в далекое царство, где небо сровнялось с землей и полевые цветы смешались с звездами в небе, -тогда он тоже поднимается в небо, и на земле не останется уже ни снежинки. К такому дню в старину всегда подгадывали реки, вздуваясь помалу и отопревая в краях, держали лед наготове, пока не отворит землю Егорий, тогда несли его, все на пути сокрушая, к далекому морю, стукая звонкими лбами льдину о льдину, подымая их на поворотах на ребра и ставя попом на зажорах, тогда выходили реки на бескрайные поемные луга и оставляли после себя мужичью сыть и плодородье… в такой день раньше выгоняли скотину, обходили стадо с иконой и вербой, пастуха допьяна поили водкой и пивом, а подпасков до вздутия животов кормили петыми яйцами, сочнями, с которых прямо в рот капает масло, калабашками, алялюшками и гнилыми лепешками, к которым нельзя было прикоснуться рукой, так они распадались от сдобы, - подпаскам потом доедать хватало на месяц: нечего было жалеть в этот день, потому что, по деревенскому укладу, пастухи - первое дело… Обычай этот хоть и сохранился теперь, но в нем как-то не стало прежнего смысла, потому что и реки теперь вскрываются как попало, и коров выгоняют не по Егорью, а по погоде, справляя Егорья больше уже по привычке да понаслышке от стариков."

И далее, в примечании:

"В мифическом богатыре на долгогривом белом коне отразилась, по мнению историков и исследователей устного народного творчества, народная память о князе Георгии Владимировиче, который пал жертвой на реке Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению на лесном севере и обеспечить его крепкою защитой - городами Владимиром, Нижним, двумя Юрьевыми и проч. В легендах князь олицетворялся в образе богатыря, подвиги его приравнивались к чудесам. По сравнению с победоносцем греческой мифологии русский богатырь совершает новые подвиги. Это не только победа над зеленым драконом. Сказание о богатыре на белом коне, распространенное в бывшей Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрины, передает И.П.Сахаров: "…сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары начали одолевать князей, как ни отсюдова, ни оттудова выезжает на белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар, направо и налево и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый; он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалый богатырь". Сообщается, будто коня видели на болоте Ермачковом, слышали и свист, и пение. (Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. С.-Петербург, 1885, с.109.)"

Обсуждение

@Энциклопедия dslov.ru