Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Нет пророка в своем отечестве

Нет пророка в своем отечестве (значение) — люди не верят в гениальность, в талант человека, который находится рядом с ними. Считается, что все лучшее и гениальное рождается не у нас, а где-то далеко (поговорка).

Выражение из Библии и сложилось на основе следующей фразы (Новый Завет, Евангелие от Матфея, глава 13, строка 57, а также Евангелие от Марка, глава 6 строка 4):

«...Иисус же — сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».

Процитируем этот отрывок Евангелие от Матфея:

"Мф13:53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

Мф13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

Мф13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

Мф13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

Мф13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Мф13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их".

Из этого текста понятен смысл — люди которые жили рядом с Иисусом удивлялись его способностям, не доверяли им. Это общее свойство людей не верить в талант, гениальность тех, кто рядом.

Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть раведен пророк в отечестве своем».

В словарях

Нет пророка в своём отечестве (книжн.) — о верных суждениях, уме, которые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].

📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Пророк".

✍ Примеры

Зощенко Михаил Михайлович (1895 – 1958)

"Волокита" (1926 г.):

"... к глубокому сожалению, Федор Алексеевич Кульков не может сейчас за границу выехать — сидит, сердечный друг, за свой опыт. Нет пророка в отечестве своем."

"Рассказ о герое германской кампании" (1925 г.):

"Васька Егудилов, ей-богу, замечательней какого-нибудь Пуанкаре. Эх, нет пророка в отечестве своем!"

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

Письмо И. И. ОРЛОВУ 22 февраля 1899 г. Ялта:

"Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse* и несмотря ни на что."

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Юность» (1857 г.), 24:

"Только гораздо после я оценил вполне Софью Ивановну, но и тогда мне пришел в голову вопрос: почему Дмитрий, старавшийся понимать любовь совершенно иначе, чем обыкновенно молодые люди, и имевший всегда перед глазами милую, любящую Софью Ивановну, вдруг страстно полюбил непонятную Любовь Сергеевну и только допускал, что в его тетке есть тоже хорошие качества. Видно, справедливо изречение: «Нет пророка в отечестве своем»."

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

«Предисловия» к циклу стихотворений «Песни западных славян» (1834 г.):

"Я думал, милостивый государь, что у Гузлы было только семь читателей, в том числе вы, я и корректор: с большим удовольствием узнаю, что могу причислить к ним еще двух, что составляет в итоге приличное число девять и подтверждает поговорку — никто не пророк в своем отечестве."