Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него

Слова из Письма А. С. Лазареву (Грузинскому) 1 ноября 1889 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Лазареву-Грузинскому Александру Семёновичу (1861 – 1927) о драматургии:

"Добрейший Александр Семенович! Водевиль[ 1 ] Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем — этак лучше."


1) Водевиль — Лазарев (Грузинский) послал Чехову рукопись своего первого водевиля «Старый друг» с просьбой прочесть и, «если он приличен», передать для постановки Соловцову или Коршу.


Эту мысль Чехов высказал еще летом 1889 г. в Ялте в беседе с И. Я. Гурляндом:

«Если Вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его»

(Арс. Г. Из воспоминаний об А. П. Чехове. — «Театр и искусство», 1904, № 28, 11 июля, стр. 521).


Смысл выражения в том, что в художественном произведении не должно быть ничего лишнего. Все детали должны работать на его главную идею.

Выражение часто цитируют в измененном виде — Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить.

В театральной среде используется выражение "чеховское ружьё", означающее принцип драматургии, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены.


😎 Дополнительно

Произведения Чехова А. П.

Чехов Антон Павлович