Око за око, зуб за зуб

Око за око, зуб за зуб (значение) - об отплате за причиненное зло той же мерой (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940).

Принцип мести, который широко применялся в древности. На основании этого принципа появился обычай кровной мести.

Противоположный принцип - непротивление злу насилием, проповедуется христианской религией .

Со временем, государство стало бороться с принципом "око за око, зуд за зуб", так как он вел к самоуправству.

Выражение часто упоминается в Библии - «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Левит, 24:20; а так же – Исход, 21:24; Второзаконие, 19:21).

Третья книга Моисеева. Левит, глава 24:

"Лев.24:19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:
Лев.24:20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать.
Лев.24:21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.
Лев.24:22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш."

Вторая книга Моисеева. Исход, глава 21

"Исх.21:22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
Исх.21:23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
Исх.21:24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
Исх.21:25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб."

Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 19

"Втор.19:16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
Втор.19:17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
Втор.19:18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
Втор.19:19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя;
Втор.19:20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
Втор.19:21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] "

Примеры

Кони Анатолий Федорович

"ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕЛЕ ВЕРЫ ЗАСУЛИЧ", Собрание сочинений в восьми томах, Том 2 (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.): про телесное наказание политического заключенного Боголюбова Треповым:

"С этого момента идея «борьбы» затемняется идеею «мщения», и оскорбляемая уже не одним произволом, но доведенная до отчаяния прямым и грубым насилием, эта молодежь пишет на своем знамени «око за око...»".

Чехов А.П.

Письмо Н. А. ЛЕЙКИНУ 15 ноября 1887 г. Москва - "Далее Вы пишете: "бросьте Вы к чёртовой матери Вашу пьесу"... Око за око: бросьте Вы к ядреной Ваше кредитное общество!"

Толстой Лев Николаевич

"Круг чтения"

(16 ЯНВАРЯ (Устройство жизни)): "Рабочие и капиталисты, для того чтобы улучшить свои отношения, должны оставить древний Моисеев закон «око за око и зуб за зуб» и провести в жизнь закон любви — поступать с другими так, как желаешь, чтобы другие поступали с тобой. Люси Малори"

(ГАРРИСОН И ЕГО «ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ» (Недельное чтение)): "Мы верим в то, что уголовный закон Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб, отменен Иисусом Христом и что по Новому Завету всем его последователям проповедуется прощение врагам вместо мщения, во всех случаях без исключения. Вымогать же насилием деньги, запирать в тюрьму, ссылать или казнить, очевидно, не есть прощение обид, а мщение."

Дополнительно

Непротивление злу насилием