Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Гений — это прилежание.

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938). Шаляпин пишет о таланте, гениальности (глава II. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ..., 22):

"Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески. Не помню, кто сказал: "гений — это прилежание". Явная гипербола, конечно. Куда как прилежен был Сальери, ведь вот даже музыку он разъял, как труп, а Реквием все-таки написал не он, а Моцарт. Но в этой гиперболе есть большая правда. Я уверен, что Моцарт, казавшийся Сальери "гулякой праздным", в действительности был чрезвычайно прилежен в музыке и над своим гениальным даром много работал. Ведь что такое работа? В Москве, правда, думают и говорят, что работа это сталелитейное усердие и что поэтому Глинка, например, был помещик и дармоед... Работа Моцарта, конечно, другого порядка. Это — вечная пытливость к звуку, неустанная тревога гармонии, беспрерывная проверка своего внутреннего камертона... Педант Сальери негодует, что Моцарт, будто бы забавляясь, слушает, как слепой скрипач в трактире играет моцартовское творение. Маляр негодный ему пачкает Мадонну Рафаэля[ 1 ]. Фигляр пародией бесчестит Алигьери... А гению Моцарту это было "забавно" — потому что слушая убогого музыканта, он работал. Уж наверное, он чему-нибудь научится, даже на пачкотне маляра, даже на пародии фигляра... "


Примечание

1) Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну Рафаэля (Пушкин А.С.)


😎 Дополнительно

«Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г., Шаляпин Ф.И.)

Шаляпин Фёдор Иванович