Бердяев Николай Александрович



Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович - русский религиозный и политический философ. Взгляды Бердяева можно отнести к экзистенциализму.

Годы жизни: 1874 - 1948.

Памятные даты:

18 марта (6 марта по ст. ст.) - День рождения. Бердяев родился в 1874 году в Киеве.

23 марта - День памяти (смерти). Бердяев умер в 1948 году в городе Кламар под Парижем. Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.

Бердяев родился в дворянской семье. Он сам признавался, что его семья не просто дворянская, а аристократическая ("Самопознание"). Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка. Мать Бердяева - Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. Несмотря на явно военное образование, Бердяеву была чужда военная жизнь. Он с детства стремился к свободе и философии. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический.

В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках Бердяев был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 году в марксистском журнале "Neue Zeit", напечатана его первая статья "Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму".

В 1913 году Бердяев написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. До высылки Бердяева из СССР в 1922 г. он написал множество статей и несколько книг. По его словам, по-настоящему ценил Бердяев лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории». Бердяев участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве.

После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», которая просуществовала 3 года (1919—1922). Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

После отъезда на так называемом «философском пароходе» Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др. "В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало».

В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные». Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

Книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии»была написана Беряевым за восемь лет до смерти. Черновик ее под названием «Философская автобиография» писался в 1939 - 1940 г. в Кламаре и Пиле. Работа над рукописью продолжалась фактически до последних лет жизни философа. Книга вышла уже после смерти Бердяева. Первое издание книги осуществлено в парижском издательстве YMCA-Press в 1949 г.

Цитаты Бердяева Н.А.

В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения

В свободе скрыта тайна мира

Когда речь идет о любви между двумя, то всякий третий лишний

Настоящая любовь – редкий цветок

Продолжение брака, когда любви нет, безнравственно

Свобода может быть безжалостна

Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца

Дополнительно

Произведения Бердяева Н.А.

Внешние ссылки

Бердяев, Николай Александрович (wikipedia.org)

Обсуждение

@Энциклопедия dslov.ru