Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Цитаты Норы Галь

Нора Галь (1912 – 1991) — переводчик английской и французской литературы на русский язык, литературный критик.

Бережно сохранить и передать подлинник во всей полноте и многообразии, передать все оттенки мысли, чувств, стиля можно только отходя от буквы, от дословности, только средствами и по законам нашего языка.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

В любой статье, заметке, даже в ученом труде, стократ — в художественной прозе почти всякое иностранное слово можно, нужно и полезно заменить русским, а отглагольное существительное — глаголом

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

В переводе мы работаем со словесным и образным материалом сразу двух культур, двух разных языков. И переводчику, и редактору (а кстати, и журналисту, пишущему о чужой стране) всякий раз не мешает задуматься, какое из чужих слов стоит перенести на русскую страницу и всякое ли русское слово и образ возможны на чужой почве в повествовании о чужом быте.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Нельзя переводить иноязычную фразу слово за словом. Прежде всего надо перестроить ее по законам своего языка

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Перевести — вовсе не значит просто заменить английское или французское слово первым же русским, которое стоит напротив него в словаре Гальперина или Ганшиной. Перевести — значит постичь, истолковать, раскрыть, найти слова самые верные и достоверные.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Переводчик отвечает и перед автором, которого переводит, и перед читателем отнюдь не только за отдельное слово. Настоящий переводчик сначала осмыслит и прочувствует всю книгу.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Переводчик — сам себе режиссер. Он постигает стиль и замысел автора

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Переводчику непозволительно забывать простую истину: слова, которые в европейских языках существуют в житейском, повседневном обиходе, у нас получают иную, официальную окраску, звучат "иностранно", "переводно", неестественно

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Пусть язык, как река, остается полноводным, привольным и чистым! Это — забота каждого живого человека, тем более — забота тех, кто со словом работает

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Родной язык — это духовный мир человека и народа, его честь и совесть

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Русская фраза отнюдь не должна быть гладкой, правильной, безличной, точно из школьного учебника: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение...

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Слово, взятое из подлинника механически, оставленное без перевода, не рождает живого образа, не передает ясно мысль иностранного автора. На таком слове читатель поневоле спотыкается, о цельности впечатления и восприятия нечего и мечтать.

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Чем меньше у человека подлинных знаний, внутренней культуры, тем он самоуверенней, тем меньше умеет прислушаться к чужому мнению

Из "Слово живое и мёртвое" (1972 г.).

Дополнительно

Галь Нора