Особняк П. П. Смирнова на Тверском бульваре (Москва)



Особняк П. П. Смирнова на Тверском бульваре (Тверской бульвар, 18) - жилой дом в стиле модерн, который принадлежал в начале 20 века известному предпринимателю Пётру Петровичу Смирнову (сын основателя торговой марки водки Смирнов (Smirnoff)). Архитектор здания - Шехтель Ф.О.

Сейчас в здании Дом приёмов и торжеств "Империя"

Ближайшее метро: Тверская, Пушкинская.

Особняк П. П. Смирнова 4-х этажный.

Северный парадный вестибюль и лестница (время отделки - конец 18 - начало 19 в.;1901 г.)

Северный парадный вестибюль и лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки. Потолок сводчатый, высота его метра 3,5-4. В начале мраморной лестницы находятся «вылюты» - декоративные завитки. На самом деле главной лестницей, через которую входили гости, была другая «западная», в правом крыле дома, где сейчас находится пенсионный фонд. Парадная лестница расходится на две малые: правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет.

Готический кабинет (время отделки 1901 г.)

Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлинные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома. Оригинальный паркет был утрачен. Сегодня можно увидеть восстановленный паркет. Люстры (за исключением Романской гостиной), большая часть дверей, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.

Малая гостиная (время отделки 1901 г.)

Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными. Камин выполнен из темно-красного мрамора, внутренняя часть выстлана бирюзовым «кабанчиком». Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

Романская гостиная (время отделки 1901 г.)

Это наиболее ценный интерьер особняка. Стены обшиты панелями из мореного дуба. Из него же выполнены подоконники и оконные рамы. Люстра в гостиной трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югенстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии).

Камин - доминанта этого зала. Барельеф камина из гипса, оформлен многофигурной сценой рыцарской битвы. Внутри, камин обложен темно-зеленым «кабанчиком». Материал капителей - камень песчаник.

Здесь располагается витраж, изображающий виноград. Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей. В оформлении потолка использован кельтский орнамент. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершением в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом. Над аркой прохода в другую часть зала находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки».

Витая дубовая лестница ведет на первый этаж в хозяйственные помещения.

Розовая гостиная (время отделки 1901 г.)

Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декадентской дамы»). В наше время подобное освещение называется «точечным».

Большая гостиная в стиле позднего ренессанса (время отделки 1901 год)

Основное поле потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нимфы на гипокампах. На росписи потолка можно увидеть вензель хозяина дома. В центре потолка в прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий этой комнаты не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали. Именно в этой гостиной на фасаде зданий находится балкон, но попасть на него невозможно. Он замурован и всегда выполнял только декоративную функцию.

Египетский зал (время отделки 1901 г.)

Его назначение - танцевальный зал, зал для приемов. Цветовая гамма зала бежево-золотистая. Две стилизованные египетские колонны отделяют коридор от основного зала. Прежде на их месте была стена, Шехтель преобразовал ее в колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинкса. Сохранилась фотография, на которой виден один из сфинксов с львиной головой. По стенам на «козырьках» размещен рельеф - группа низких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами. Центральная часть - крылатый солнечный диск со змеями - Атон. Плафон выполнен в виде символического изображения бога Ра - бога солнца Древнего Египта.

Историческая справка

В 1900 году особняк на Тверском приобрёл Пётр Петрович Смирнов - старший сын знаменитого «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя и директора Высочайше утверждённого «Товарищества Петра Арсеньевича Смирнова», поставщика дворов Его Императорского Величества и Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича.

П.А. Смирнов основал торговую марку водки Смирнов (Smirnoff).

Здание Смирнов приобрел как подарок своей возлюбленной, затем ставшей женой.

По заказу Смирнова зданиебыло перестроено известным архитектором Шехтелем Ф.О.

Дополнительно

Смирнов (Smirnoff)

Тверской бульвар

Внешние ссылки

dompriemov.ru - Дом Приёмов и Торжеств «ИМПЕРИЯ»

Особняк П. П. Смирнова (wikipedia.org)

Обсуждение

@Энциклопедия dslov.ru