Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Комсомольская площадь (Москва)

Комсомольская площадь - площадь в центральном округе Москвы.

Ближайшие метро: Комсомольская.

Площадь известна тем, что на ней расположены три вокзала: Казанский, Ленинградский и Ярославский. Из-за этого ее часто называют как «Площадь трёх вокзалов». Здесь же располагается Центральный дом культуры железнодорожников, а также Универмаг «Московский».

Название

Название Комсомольская площадь получила в 1933 году в честь комсомольцев - строителей метрополитена как подарок к 15-летию ВЛКСМ. Под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро.

До 1933 года площадь называлась Каланчевской по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой»

Площадь неофициально называют как «Площадь трёх вокзалов» или «Три вокзала», так как на ней располагаются вокзалы: Казанский, Ленинградский и Ярославский.

Примечательное

Ленинградский вокзал - Здание вокзала построено в 1844-1849 годах по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. С 1855 по 1923 назывался Николаевским вокзалом, а c 1923 по 1937 Октябрьским

Вестибюль станций метро «Комсомольская»

Ленинградский вокзал и Вестибюль станций метро «Комсомольская» (Москва)

Ярославский вокзал - фасад здания построен в 1902—1904 архитектором Ф. О. Шехтелем в неорусском стиле с элементами северного модерна. Над входом в вестибюль вокзала рельефные изображения гербов Москвы, Ахангельска и Ярославля.

Ярославский вокзал (Москва)

Казанский вокзал - здание с элементами псевдорусского стиля и модерна строилось в 1913—1940 годах по проекту А. В. Щусева.

Казанский вокзал (Москва)

Центральный дом культуры железнодорожников - построен в 1925—1926 годах по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально назывался Клуб Октябрьской революции.

Дом культуры железнодорожников стал важным местом событий в романе «Двенадцать стульев» (1927 г.) советских писателей Ильи Ильфа (1897—1937) и Евгения Петрова (1903—1942). Именно сюда попал последний из 12 стульев, в котором были спрятаны бриллианты. Сторож обнаружил эти бриллианты, и за счет этих средств был выстроен новый Дом культуры железнодорожников.

 

Универмаг «Московский» - Построен в 1979—1983 годах по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова. В советское время это был один из самых популярных магазинов.

 

Гостиница «Ленинградская» - Каланчёвская улица, 21/40. Здание гостиницы построено в 1949—1954 гг. по проекту архитекторов Л. М. Полякова, А. Б. Борецкого, и инженера Е. В. Мятлюка. В вестибюле располагаются два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского. Сайт гостиницы Ленинградская - leningradskaia.ru.

Гостиница «Ленинградская» (Москва)

Дополнительно

Смотровые площадки Москвы

Внешние ссылки

Комсомольская площадь (wikipedia.org)

В литературе

Илья Ильф (1897—1937) и Евгений Петров (1903—1942)

«Двенадцать стульев» (1927 г.), ч. 2 гл. 18: "Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них были геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них -- тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками зодиака, циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.

- Очень удобно для свиданий! -- сказал Остап. -- Всегда есть десять минут форы."

ч. 3 гл. 43 (о Доме культуры железнодорожников):

"   -- Ходют и ходют, -- общительно говорил старик, которому надоело ночное одиночество, -- и вы тоже, товарищ, интересуетесь. И верно. Клуб у нас, можно сказать, необыкновенный.

   Ипполит Матвеевич страдальчески смотрел на румяного старика.

   -- Да, -- сказал старик, -- необыкновенный этот клуб. Другого такого нигде нету.

   -- А что же в нем такого необыкновенного? -- спросил Ипполит Матвеевич, собираясь с мыслями.

   Старичок радостно посмотрел на Воробьянинова. Видно, рассказ о необыкновенном клубе нравился ему самому, и он любил его повторять.

   -- Ну и вот, -- начал старик, -- я тут в сторожах хожу десятый год, а такого случая не было. Ты слушай, солдатик. Ну и вот, был здесь постоянно клуб, известно какой, первого участка службы тяги, я его и сторожил. Негодящий был клуб... Топили его, топили и -- ничего не могли сделать. А товарищ Красильников ко мне подступает: "Куда, мол, дрова у тебя идут?" А я их разве что ем, эти дрова? Бился товарищ Красильников с клубом -- там сырость, тут холод, духовому кружку помещения нету, и в театр играть одно мучение -- господа артисты мерзли. Пять лет кредита просили на новый клуб, да не знаю, что там выходило. Дорпрофсож кредита не утверждал. Только весною купил товарищ Красильников стул для сцены, стул хороший, мягкий...

   Ипполит Матвеевич, налегая всем корпусом на сторожа, слушал. Он был в полуобмороке. А старик, заливаясь радостным смехом, рассказал, как он однажды взгромоздился на этот стул, чтобы вывинтить электрическую лампочку, да и покатился.

   -- С этого стула я соскользнул, обшивка на нем порвалась. И смотрю, из-под обшивки стеклушки сыплются и бусы белые на ниточке.

   -- Бусы, -- проговорил Ипполит Матвеевич.

   -- Бусы, -- визгнул старик восхищенно, -- и смотрю, солдатик, дальше, а там коробочки разные. Я эти коробочки даже и не трогал. А пошел прямо к товарищу Красильникову и доложил. Так и комиссии потом докладывал. Не трогал я этих коробочек и не трогал. И хорошо, солдатик, сделал, потому что там драгоценность найдена была, запрятанная буржуазией...

   -- Где же драгоценности? -- закричал предводитель.

   -- Где, где, -- передразнил старик, -- тут, солдатик, соображение надо иметь. Вот они!

   -- Где? Где?

   -- Да вот они! -- закричал румяный старик, радуясь произведенному эффекту. -- Вот они! Очки протри! Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Вот он, клуб! Паровое отопление,шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают!..

   Ипполит Матвеевич оледенел и, не двигаясь с места, водил глазами по карнизам.

   Так вот оно где, сокровище мадам Петуховой. Вот оно, все тут, все сто пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек, как любил говорить убитый Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер.

   Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.

   Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям.

   Ипполит Матвеевич потрогал руками гранитную облицовку. Холод камня передался в самое его сердце. И он закричал. Крик его, бешеный, страстный и дикий, -- крик простреленной навылет волчицы, -- вылетел на середину площади, метнулся под мост и, отталкиваемый отовсюду звуками просыпающегося большого города, стал глохнуть и в минуту зачах."

Гостиницы в Москве (booking.com)