Скрипка

Скрипка - самый изящный смычковый инструмент.

Историческая справка о скрипке

Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых, знакомых еще шумерам. Ни время, ни место появления смычка точно не определены. Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия, а время рождения - первые века нашей эры.

Cкрипка в своём нынешнем (наиболее совершенном) виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны.

Скрипка в Европе

Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем "скрипки". Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем XVII столетие явилось для скрипки тем "золотым веком", когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его усовершенствовать. История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри и Антонио Страдивари.

Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери и в особенности Антонио Страдивари, который и считается величайшим творцом современной скрипки. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния, а Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. Но не всем нравилось в скрипке всё то, что было уже установлено к тому времени великими кремонцами. Многие пытались изменить соотношения, принятые Страдивари, и никто, конечно, в этом не успел. Скрипка не имеет ладов. Это дает возможность расширить её звуковой объём и довести до совершенства технику скрипичной игры. В Англии эти качества скрипки показались "сомнительными", а "интонация" инструмента — недостаточно точной. Поэтому, там были введены лады на грифе скрипки с тем, чтобы устранить возможную "неточность" в извлечении звука, и издательство, руководимое Джоном Плэйфордом, с 1654 года вплоть до 1730 переиздавало руководство, составленное по "ладовой табулатуре.

Другие попытки улучшить и облегчить игру на этом инструменте свелись к перестройке струн или, так называемой, "скордатуре". Это имело смысл, и многие выдающиеся скрипачи, как Тартини, Лолли, Паганини и некоторые другие, каждый по-своему настраивал свой инструмент.

Скрипка в России

На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Играли на гудке дугообразным смычком, ничего общего с современным не имевшим. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов — домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.

Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова — сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI—XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена, инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века. Однако, составители азбуковников, в своё время никогда не видавшие подлинной скрипки, поняли только, что этот инструмент должен был быть струнным, и потому ошибочно уподобляли его "гуслям" и "малороссийской лире", что, конечно, не соответствовало действительности.

Интересные факты

Скрипка, сделанная именитым итальянским обладателем Джузеппе Гуарнери, была реализована на аукционе в начале июля 2010 в Чикаго за $18 млн., и считается самым дорогостоящим музыкальным инструментом во всем мире. Скрипка была создана 1741 году, и с 19-ого столетия принадлежала артисту Анри Вжетану. Новый хозяин ценного инструмента — английский банкир Ян Стокер. Мир в настоящее время имеет 140 скрипок данного мастера, и почти все из них принадлежат различным музеям и фондам.

Скрипач из мегаполиса Гуанчжоу, расположенном в южном Китае, установил свежий рекорд создав мини-скрипку длиной в 1 см. Он делал ее в течение 7 лет. Родившийся в семье артистов, Чен начал играть музыку в 9 лет. Идея изготовить небольшую скрипку пришла ему в голову 7 лет назад, тогда уже он создал скрипку длиной 3,5 сантиметра. В сравнении с простыми скрипками 35,5 сантиметров длиной, мини-скрипка состоит лишь из 30 процентов частей нужных для игры. Чен вырезал ее части из клена, ланцетом шириной 0.1 милиметра. В последствии он склеивал составляющие скрипки сообща.

Никколо Паганини (27-ого октября 1782 - 27-ого мая 1840) был самым знаменитым виртуозом скрипки своего времени. Паганини по происхождению был итальянец. Он играл также и на гитаре. Паганини зарабатывал хорошие деньги, но из-за страсти к играм в казино был постоянно на мели. Это порой приводило к ситуациям, когда знаменитый музыкант закладывал даже любимую скрипку. Многие считали, что его гениальность в игре и сочинении музыки, стала результатом заключения договора с дьяволом. Поэтому его запретили хоронить на кладбище, когда он умер в 1840 году.

До сих пор не существует аппаратуры, которая могла бы синтезировать звучание скрипки.

Подготовил Артем Джаарбеков

Дополнительно

Фразы о музыке

Музыка (стили, инструменты)

blagaya.ru - Сайт Анны Благой

The Art of the Violin Design на .all-2music.com

Георгий Баранов.Скрипка - исконно русский народный инструмен на georgebaranov.ru

eomi.ws - Большая русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов в сети

Символизм скрипки на soloskripka.ru

Скрипка на wikipedia.org

@Энциклопедия dslov.ru