Гитара



Гитара

Гитара - один из самых популярных музыкальных инструментов.

Этимология слова "гитара"

В русском языке слово "гитара" появилось в эпоху Петра I, через польский (gitara) или немецкий (Gitarre). В эти языки название струнного инструмента пришло из латинского cithara и греческого kithara(«кифара» - струнный инструмент) (Этимологический словарь русского языка Фасмера М.Р. (1950-1958 гг.)).

По одной из версий, слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России

Слово является интернациональным. английский - guitar немецкий - guitarre французский - guitare испанский - guitarra итальянский - chitarra румынский - chitara

Историческая справка о гитаре

Одни историки полагают, что гитара впервые появилась на востоке и затем распространилась по всему миру. Другие историки полагают, что подобные гитаре инструменты появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Обладая высоко развитой культурой, представители единого Арабского Халифата оказали сильное влияние на формирование культуры Европейской. В частности – на ограниченную строгими рамками церковных канонов музыкальную культуру. Богатая традициями инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, постепенно распространяясь по всей Европе. Характерные для арабской музыки инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.

Появление в Европе

Появление гитары не отмечено каким-либо бурным развитием в европейской музыке времён Средневековья. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к 13 в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская, отличающиеся одна от другой формой и конструктивными особенностями.

Первым предком гитары стала виола. Она представляла собой инструмент с полым корпусом и шестью парами струн. Попарная установка струн способствовала усилению звука. Играли на виоле пальцами, и для нее было написано очень много нот и табулатур. Сейчас музыку, написанную для виолы можно сыграть на двенадцатиструнной гитаре. В дальнейшем стали развиваться подобные инструменты с четырьмя и пятью парами струн. В дальнейшем виола стала терять популярность и вышла из моды. На смену ей пришла гитара с пятью парами струн.

Классики

В конце 18 века в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии – М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 году в Вене впервые исполнялась седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в её исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся.

В середине 19 века появляется знаменитый скрипач Николо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось не имеющих ничего общего, он многие гитарные приёмы перенёс на скрипку, а скрипичные – на гитару. Гитарные приёмы сказались, прежде всего, в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а так же в характерной для Паганини перестройке нижней струны соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.

Также во второй половине 19 века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза Франциско Тарреги. Он создаёт свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 года в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика появилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист-композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошёл с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре. Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать,, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.

В 20 веке появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 года близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил своё музыкальное образование в музыкальном институте Гранады. В 1909 году он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в в других городах Испании. В 1922 году Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926 – 1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его так же ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б.В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни её уходят в далёкое романтическое прошлое. Представитель этой культуры – Сеговия, прежде всего серьёзный и строгий музыкант. Слушать его – своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, чёткость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утончённость, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игру Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство так опошлилось. Сеговия ни на один момент ни упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчёркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает её хрупким, как утончённая резьба орнаментом…».

В 1936 году Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеска и других композиторов. У Сеговии состоялось не мало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

Классическая гитара в России и СССР

До 17 века гитара в России не имела большого распространения. Её можно было встретить лишь в богатых домах случайно завезённой из-за границы. Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина( написал первый исторический обзор музыкальной культуры в России), жившего в России в 18 веке. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролёров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоёвывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале 19 века русский гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

В России в основном был широко распространен семиструнный вариант испанской гитары. Изобретателем и основоположником русской семиструнной гитары по праву считается композитор, а также гитарист-виртуоз Андрей Сихра, во многом благодаря его деятельности в России в конце XVIII начале XIX веков семиструнная гитара была очень популярна.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве в России. В произведениях композиторов 30 – 50-х гг. прошлого века явно ощущается её влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широка популярные романсы и песни написали в расчёте на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу.

Знаменитый гитарист Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 году и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает более большего внимания. В 1856 году он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а так же мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путём он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Своё намерение Макаров всё же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству. В 1931 году в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитару. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 году преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Пётр Спиридонович Агафошин родился в 1874 году. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 года он вёл класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 году.

Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награждён орденом «Знак почёта» и двумя медалями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов. Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 году Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почётные звания лауреатов международного конкурса. В 1960 году в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.

Гитара в наше время

XX век стал эпохой второго рождения гитары, одновременно с зарождением рок-музыки, с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). Немногим позднее, в начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster и Stratocaster, которые были выпущены в начале 60-ых компанией Fender.

Подготовил Артем Джаарбеков

Изображения

Гитара
Гитара

Дополнительно

Электрогитара

Музыка (стили, инструменты)

Фразы о музыке

Внешние ссылки

firstguitar.ru - сайт для начинающих гитаристов

guitarvideos.ru

gitarizm.ru

worldelectricguitar.ru

acousticguitar.ru

wiki.guitar.ru Словарь гитарных терминов

guitarism.ru

Обсуждение

@Энциклопедия dslov.ru