Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Искусство (цитаты)

Искусство, Художники, Живопись, Скульпторы — цитаты, крылатые фразы и афоризмы.

А без тернового венца, что слава русского певца?

Строки из анонимного стихотворения «Перед отправкой в Сибирь» (1887 г.), подписанного П. Я.

А вы, друзья, как ни садитесь всё в музыканты не годитесь

Слова из басни "Квартет" (1811 г.) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844).

А за старого клоуна кто попросит?

Слова знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Во время съемок в Ташкенте фильма "Двадцать дней без войны" режиссера Алексея Германа он сумел выхлопотать у местных властей квартиру для старого клоуна, бедствовавшего в Ташкенте.

Автор постановке мешает, стесняет актеров и в большинстве случаев делает только глупые указания

Слова из Письма русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) Н. А. ЛЕЙКИНУ 4 ноября 1887 г..

Актер — это еще и профессия

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Актеру нужно давать максимальную возможность самовыявления в том случае, если это самовыявление направлено на ту же цель, которую вы ставите в своей работе

Слова советского актера и режиссера Таирова Александра Яковлевича (1885 – 1950).

Актеру хочется зрителю понравиться — естественное желание, но если он для этого нажмет на все педали, будет стараться во что бы то ни стало вызвать реакцию зала, — считайте, делу конец

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Актеры никогда не наблюдают обыкновенных людей. Они не знают ни помещиков, ни купцов, ни попов, ни чиновников. Зато они могут отлично изображать маркеров, содержанок, испитых шулеров, вообще всех тех индивидуев, которых они случайно наблюдают, шатаясь по трактирам и холостым компаниям.

Слова из Письма Суворину А. С., 25 ноября 1889 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912), о театральных постановках.

Актрисы — пагуба наших сыновей

Цитата из "Лексикон прописных истин" (Перевод Т. Ириновой) французского писателя Гюстава Флобера (1821 – 1880).

Актрисы — это коровы, воображающие себя богинями.

Слова из Письма Суворину А. С., 17 декабря 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о постановке пьесы А. С. Суворина «Татьяна Репина» в Малом театре.

Анкор, еще анкор

Выражение связано с картиной художника Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852), на которой изображен скучающий офицер, заставляющий свою собаку прыгать через трость.

Аплодисменты — это эхо банальности

Слова американского писателя, журналиста Амброза Гвиннет Бирса (Ambrose Gwinnett Bierce, 1842 – 1914).

Ария московского гостя

Цитата из художественного фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», снятого в 1975 году на киностудии Мосфильм режиссёром Эльдаром Рязановым (1927 – 2015), по сценарию, написанному Рязановым, в соавторстве с Эмилем Вениаминовичем Брагинским (1921 – 1998).

Артист умирает дважды — один раз естественной смертью, второй — в памяти современников

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Артиста сделать нельзя — он сам делается

Цитата из воспоминаний "Константин Коровин вспоминает" русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), Часть 2. Воспоминания о современниках., [В.А. Серов]. Художник приводит слова русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938).

Архитектура в самом деле искусство.

Слова из Письма Чеховым, 20 марта (1 апреля) 1891 г. Вена писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов делится со своей семьей впечатлениями о городе Вена.

Архитектура — застывшая музыка

Цитата из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842 г.) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775 – 1854).

Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей

Цитата из романа "Трудно быть Богом" (1963 г.) братьев Стругацких (Стругацкий Аркадий Натанович (1925 – 1991), Стругацкий Борис Натанович (1933 – 2012)), глава 6.

Беллетристика - покойное и святое дело. Повествовательная форма - это законная жена, а драматическая - эффектная, шумная, наглая и утомительная любовница.

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860-1904) из письма A. H. ПЛЕЩЕЕВУ 15 января 1889 г. Москва, где он сравнивает беллетристику и драматургию.

Большие писатели и художники должны заниматься политикой лишь настолько, поскольку нужно обороняться от нее

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма А. С. СУВОРИНУ 6 (18) февраля 1898 г. Ницца.

Большинство женщин столь искусственно, что они не чувствуют искусства. Большинство мужчин столь естественно, что они не чувствуют красоты

Цитата из сборника "Несколько афоризмов в назидание чересчур образованным" (A Few Maxims For The Instruction Of The Over-Educated, анг., 1894 г., перевод Джаарбекова С.М.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Будьте милостивы к воображению! Не избегайте его

Цитата из книги "Бросок на юг" (1959 – 1960, пятая книга серии "Повесть о жизни", 1945 – 1963) советского писателя Паустовского Константина Георгиевича (1892 – 1968).

В жизни, как в искусстве, двух правд не бывает — есть только одна правда

Цитата из воспоминаний "Маска и душа: Мои сорок лет на театрах" (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава IV. ГОРЬКИЙ (часть вторая), 84.

В искусстве было все

Цитата из романа "Гипсовый трубач, или конец фильма" (2008 г.) писателя Полякова Юрия Михайловича (р. 1954). Слова режиссера Жарынина, обращенные к главному герою.

В искусстве все в том что, как и потом нечто. Вот в том нечто суть художника. Нечто имеет только он, как художник. Это-то нечто трудно постигнуть и нельзя сказать: это потому-то и потому-то.

Цитата из воспоминаний "Константин Коровин вспоминает", Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

В искусстве есть «чуть-чуть». Если это «чуть-чуть» не сделать, то нет искусства

Цитата из воспоминаний "Константин Коровин вспоминает", Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936). Слова русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938).

В искусстве не должно быть видно труда

Цитата из воспоминаний "Константин Коровин вспоминает", Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

В кaждoм иcтиннoм тaлaнтe ecть зapoдыш нoвoй, eщe нeбывaлoй cтpyи иcкyccтвa

Цитата из воспоминаний "Далекое близкое" русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) (Письмa oб иcкуccтвe 1893—1894, из Письма седьмого).

В любой статье, заметке, даже в ученом труде, стократ — в художественной прозе почти всякое иностранное слово можно, нужно и полезно заменить русским, а отглагольное существительное — глаголом

Цитата из книги "Слово живое и мёртвое" (1972 г.) знаменитого переводчика Норы Галь (1912 – 1991).

В наши дни Шекспир слушается так же охотно, как и сто лет тому назад

Цитата из рассказа "Барон" (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Вдохновение есть то счастливое сочетание физического здоровья, бодрости, нервной свежести и уверенности в себе, которое позволяет всю силу своей личности бросить в одно место, — в данном случае — в литературу

Цитата из статьи "О себе, о критиках и о своей работе" сатирика Зощенко Михаила Михайловича (1895 – 1958).

Великие мастера в своем творчестве достигают такой законченности, что продолжение их линии становится невозможным. Они обрывают собой целый исторический период, а каждое их произведение является резко отличным этапом их роста

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава четвертая. УЧИТЕЛЯ ПО ИСКУССТВУ). Петров-Водкин пишет про творчество Леонардо Да Винчи.

Взобраться на Олимп легче, чем спуститься с него

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава шестая. ГОРОД МЕДНОГО ВСАДНИКА).

Взрослые должны от елки тоже получать удовольствие. Дедушкам, бабушкам, папам и мамам осточертела история про Красную Шапочку и Серого Волка, которую они знают с детства

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова режиссера цирка Арнольда Григорьевича Арнольда.

Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет

Цитата из романа "Рудин" (1856 г.) русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883). Слова Лежнева в разговоре с Пигасовым.

Вo вcex иcкyccтвax вcя cyть вo вpoждeннocти

Цитата из воспоминаний «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) (Вaлeнтин Aлександрович Cеров).

Вообще художники — народ легкомысленный и отчасти даже взбалмошный. Часто рисуют, сами не знают чего

Цитата из фельетона "Творчество и действительность" (1936 г.) сатирика Зощенко Михаила Михайловича (1895 – 1958).

Все жанры хороши, кроме скучного

Слова французского философа Вольтера (1694 – 1778) из предисловия к пьесе «Блудный сын» (1736 г.).

Все искусство безнравственно

Цитата из "Intentions" (Намерения, 1891 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Все произведения я делю на два сорта: те, которые мне нравятся, и те, которые мне не нравятся.

Слова из Письма И. Л. Леонтьеву-Щеглову 22.03.1890 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Леонтьеву Ивану Леонтьевичу (1856 – 1911, псевдоним Иван Щеглов) о критике и критиках.

Все религии, искусства и науки ветви одного дерева

Слова ученого-физика Альберта Эйнштейна (1879 – 1955).

Все эти критики — и подхалимы, и трусы: они боятся и хвалить, и бранить, а кружатся в какой-то жалкой, серой середине. А главное, не верят себе...

Слова из Письма Плещееву А. Н., 31 марта 1888 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Плещееву Алексею Николаевичу (1825 – 1893) о критической статье Аристархова (псевдоним А. И. Введенского), опубликованной в «Русских ведомостях».

Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма к Д. В. ГРИГОРОВИЧУ 5 февраля 1888 г. Москва.

Всякий рано или поздно попадает на свою полочку

Слова известного русского критика и публициста Белинского Виссариона Григорьевича (1811 – 1848).

Выставленные для продажи произведения искусства становятся потребительскими товарами и следуют безрассудным законам рынка и моды; эти законы оказывают свое деспотичное влияние на общественное и даже частное попечительство

Слова английского принца Альберта Саксен-Кобург-Готского (Prince Albert 1819 – 1861), супруга королевы Великобритании Виктории.

Главное в картине не что написано, а как написано

Цитата из воспоминаний «Константин Коровин вспоминает», Часть 4. Рассказы русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), рассказ "Мои ранние годы". Из рассуждений Константина Коровина о живописи.

Гражданская жизнь поддерживается путем общей и взаимной помощи, оказываемой друг другу людьми, пользующимися при этом, главным образом, теми средствами, которые предоставляют им искусства и науки

Слова учёного Галилео Галилея (1564 – 1642) из обращения к читателю книги «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638 г.).

Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль

Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829).

Двa типa гeниeв paзличaeм мы в иcкyccтвax вcякoй эпoxи. Пepвый гeний — нoвaтop, дaющий нaчaлo нoвoмy видy иcкyccтвa. Втоpoй гeний — зaвepшитeль вcecтopoннe иcпoльзoвaннoгo нaпpaвлeния

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) (Aрxип Ивaнoвич Куинджи кaк xудoжник).

Для детей надо играть так же, как для взрослых, только еще лучше

Слова знаменитого режиссера Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938).

Для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше

Перефразированное высказывание русского театрального режиссера Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938).

Для меня секрет смеха — только в совокупности таланта драматурга, актера, режиссера

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), глава "Сэвидж со стенда Шанель".

Добродетельных играют только бездарные и злые актрисы

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма жене О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ 17 февраля 1903 г. Ялта.

Доброта вообще лучше действует на артиста, чем окрик и приказ

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Юрий Никулин описывает, как его и товарища, молодых артистов цирка. попросили заменить знаменитого клоуна Карандаша, который заболел.

Дорого стоят государству художники, и всегда их мало

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), глава 9.

Друг мира, истины, художеств и наук.

Цитата из поэмы «Анджело» (1833 г.) поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). Слова о Дуке, правителе Италии (I).

Дурно, если художник берется за то, чего не понимает

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма А. С. СУВОРИНУ 27 октября 1888 г. Москва.

Единственное, что художник не может видеть — это очевидное. Единственное, что общество может видеть — это очевидное. Результатом этого является журналистская критика

Цитата из сборника «Несколько афоризмов в назидание чересчур образованным» (A Few Maxims For The Instruction Of The Over-Educated, анг., 1894 г., перевод Джаарбекова С.М.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Если бы кто-нибудь сумел всю мощь, все напряжение таланта вылить в одном произведении,— он навеки обессмертил бы свое имя. Но возможно ли это для человека?..

Цитата из рассказа «Безумие» (1894 г.) писателя Куприна Александра Ивановича (1870 – 1938). Из размышлений художника.

Если бы мы и не хотели этого, мы не можем не чувствовать нашей связи со всем миром людей: нас связывает и промышленность, и торговля, и искусство, и знания, и, главное, единство нашего положения, единство нашего отношения к миру.

Цитата из «Круг чтения» русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910), из главы "4 ЯНВАРЯ (Единение)".

Если бы природа была удобной человеку, человечество никогда бы не изобрело архитектуры

Цитата из «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900). Слова Вивиана.

Если Вам приходится держать дверь в туалет закрытой вытянутой левой ногой, то это современная архитектура

Слова британского теле и радио критика Нэнси Бэнкс-Смита (Nancy Banks-Smith, р. 1929 г.).

Если вы хотите прожить свою жизнь творчески, как художник, вы должны не оглядываться назад слишком часто. Вы должны быть готовы выбросить все что вы сделали и то, кем вы были раньше.

Слова американского предпринимателя Стива Джобса (1955 – 2011), основателя компании Эппл (Apple).

Если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров: можно ограничиться одним только чтением. Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает ее хорошею.

Цитата из повести «Скучная история» (1889 г.), гл. II русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Слова профессора.

Есть два понятия — «артист» и «неартист», и ничего больше

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004). Актриса рассуждает о поэте Маяковском Владимире Владимировиче (1893 – 1930).

Есть три мира — мир красивый, прекрасный и прелестный. Красивый мир — это земля, прекрасный — искусство. Прелестный мир — это вы.

Цитата из рассказа «Жизнь Гнора» (1912 г.) писателя Грина Александра Степановича (1880 – 1932). Слова молодого человека Гнора своей возлюбленной Кармен. Гнор сообщает Кармен о том, что он вынужден на время уехать к своему больному отцу.

Есть три профессии — врач, педагог и актер, которыми нужно родиться

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Женская красота должна быть окружена всем самым прекрасным в жизни и для подлинной красоты есть только один достойный фон — подлинное искусство.

Цитата из романа «Финансист» (1912 г.) американского писателя Теодора Драйзера (1871 – 1945). Из размышлений финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда о том, что его возлюбленная Эйлин Батлер должна быть окружена прекрасными вещами (глава 22).

Жизнь коротка, искусство вечно

Слова греческого мыслителя, врача и естествоиспытателя Гиппократа (460 – 370 до н. э.).

Жизнь подражает искусству больше, чем искусство — жизни

Цитата из эссе «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900). Слова Вивиана (VIVIAN).

Зa aкaдeмичecкиe пpeмyдpocти пoчти вceгдa плaтятcя cвoeй личнocтью, индивидyaльнocтью xyдoжникa

Слова художника Крамского Ивана Николаевича (1837 – 1887). Приведена в автобиографическом произведении «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), IV Учитeль (Иван Николаевич Крамской (памяти учителя)).

Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей.

Цитата из песни «Рассказ технолога Петухова» (1964 г.), которая была написана бардом Юрием Иосифовичем Визбором (1934 – 1984) для эстрадного спектакля актера Евгения Весника.

Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?

Слова художника Айвазовского Ивана Константиновича (1817 – 1900).

Земной шар — плохое место для искусства. Земля велика и обильна, но писателю жить в ней негде

Цитата из рассказа «Исповедь, или Оля, Женя, Зоя» (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Слова Писателя, который жалуется на свою жизнь.

Знaниe — cтpaшнaя cилa. Oнo тoлькo и ocвeщaeт вcю нaшy жизнь и вceмy дaeт знaчeниe

Слова художника Крамского Ивана Николаевича (1837 – 1887). Приведены в автобиографическом произведении «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), IV Учитeль (Иван Николаевич Крамской (памяти учителя)).

Знать, что нравится и что не нравится толпе

Цитата из статьи «Несколько слов о Пушкине» (1832 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852). Гоголь описывает интересный эпизод из своего детства.

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится

Цитата из кинофильма «Берегись автомобиля», снятого в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым на киностудии Мосфильм.

Зритель смеется и аплодирует только тогда, когда ему все происходящее на манеже понятно

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997).

И быстрой ножкой ножку бьет

Цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1831 гг.) русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837), о танце балерины в театре (глава 1, строфа 20).

Из всех искусств для нас важнейшим является кино.

Слова вождя мирового пролетариата Ленина Владимира Ильича (1870 – 1922).

Иногда жизнь копирует искусство

Цитата из романа "Кто нашел, берет себе. Мистер Мерседес 2" (FINDERS KEEPERS), 2015 г., американского писателя Стивена Кинга (Stephen King), перевод на русский язык В. Вебер, 2015 г., мысли Ходжеса.

Иной певец подчас хрипнет.

72-й афоризм книги "Плоды раздумья. Мысли и афоризмы" (1884 г.) вымышленного государственного служащего Козьмы Пруткова (1803 – 1863).

Искусство в США это гигантская ракета, управляемая беспринципными мужчинами для не вполне здоровых женщин.

Слова английского дирижера Томаса Бичема (англ. Thomas Beecham; 1879 – 1961).

Искусство всегда было, есть и будет, и нет современного искусства.

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Искусство всегда преувеличение. Иначе получается фотография.

Слова из "Автобиографии" сатирика Зощенко Михаила Михайловича (1895 – 1958).

Искусство главнее науки, а живопись главнее других искусств, потому что ее назначение передавать сообщения другим поколениям вселенной.

Слова итальянского художника, архитектора Леонардо да Винчи (1452 – 1519).

Искусство для искусства.

О произведениях искусства, которые понятны только профессионалам и непонятны, неинтересны широкой массе (поговорка).

Иcкyccтвo есть выpaжeниe coвepшeнcтвa вceгo чeлoвeчecтвa

Слова художника Никoлaя Никoлaeвича Гe. Об этом пишет художник Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в воспоминаниях «Далекое близкое» (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах

Цитата из статьи "Идея искусства" (1841 г.) знаменитого критика Белинского Виссариона Григорьевича (1811 – 1848).

Искусство есть примиренье с жизнью

Слова из письма (10 января 1848 г., Неаполь) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852) к русскому поэту Жуковскому Василию Андреевичу (1783 – 1852).

Искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 2. Воспоминания о современниках. русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Учителя и наставники].

Искусство и религия — две дороги, которыми человек может уйти от суровой правды жизни к неописуемой радости. Между эстетическим и религиозным восторгом семейная близость. Искусство и религия приводят к одному и тому же состоянию души.

Слова английского критика искусств Клива Белла (англ. Clive Bell, 1881 – 1964).

Иcкyccтвo (кpacoтa!) — oнo ничтoжнo, бecxapaктepнo и бeccмыcлeннo. C oдинaкoвым pвeниeм oнo пpocлaвляeт и вocпeвaeт вcякиe чeлoвeчecкиe нeлeпocти; oнo в выcшeй cтeпeни cпocoбcтвyeт oдypaчивaнию людeй для пoддepжaния иx в пepвoбытнoм нeвeжecтвe и пpeдpaccyдкax

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Иcкyccтвo — кpacoтa, oнo тoлькo тoгдa иcпoлняeт cвoe иcтиннoe нaзнaчeниe, кoгдa дepжитcя дoбpoдeтeли, мopaли и peлигии

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Иcкyccтвo любит вpeмя и cpeдcтвa, a глaвнoe — любoвь к ceбe

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), "III Нaциoнaльнocть (Иван Николаевич Крамской (памяти учителя))".

Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава V. НА ЧУЖБИНЕ (часть вторая), 88. Это заключительная фраза автобиографического произведения.

Искусство начинается при возможно большем благосостоянии народов

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Искусство начинается с «чуть-чуть»

Слова русского художника Брюллова Карла Павловича (1799 – 1852), которые он сказал своим ученикам.

Искусство не поучает, не философствует — оно радует

Цитата из статьи «О «Мире искусства»» (1929 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939).

Искусство не терпит торопливости

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова известного сценариста Венецианова Георгия Семеновича (1896 – 1965).

Искусство, особенно сцена — это область, где нельзя ходить не спотыкаясь

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма О. Л. КНИППЕР 4 октября 1899 г. Ялта.

Искусство приблизительного не терпит

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава II. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ..., 18.

Искусство призвано волновать, наука — успокаивать

Слова французского художника Жоржа Брака (фр. Georges Braque, 1882 – 1963).

Искусство принадлежит народу

Слова русского политика, "вождя мирового пролетариата" Ленина Владимира Ильича (1870 – 1922).

Искусство только и вечно и драгоценно любовью художника

Цитата из воспоминаний «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (V Путешествие (Бурлаки на Волге 1868 – 1870)).

Искусство требует жертв

Чтобы добиться успехов в искусстве нужно приложить много усилий.

Искусство — это безумие, запертое в золотую клетку замысла

Цитата из романа "Гипсовый трубач, или конец фильма" (2008 г.) писателя Полякова Юрия Михайловича (р. 1954).

Искусство — это единственная серьезная вещь в мире. И художник это единственный человек, который никогда не бывает серьезным

Цитата из сборника «Несколько афоризмов в назидание чересчур образованным» (A Few Maxims For The Instruction Of The Over-Educated, анг., 1894 г., перевод Джаарбекова С.М.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Искусство — это то, что «от Бога»

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Каждый гном почитает свои труды великими

Слова, которые часто повторял русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 – 1841). Является это изречение его или цитатой неизвестного автора, не установлено.

Каждый из нас в сущности нечто вроде арфы или другого струнного инструмента. Но кто же затрагивает эти струны? Кто заставляет их колебаться и дрожать? Дух, незримый, божественный дух.

Цитата из сказки «Муза нового века» (1861 г.) датского писателя Андерсена Ханса Кристиана (1805 – 1875), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942). Из рассуждений автора о поэзии.

Каждый комик мечтает о Гамлете

Поговорка о том, что каждый актер желает сыграть значительную роль.

Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы люди, поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а, ведь, все мы — только инструменты в руках Создателя.

Цитата из сказки «Перо и чернильница» (1859 г.) датского писателя Андерсена Ханса Кристиана (1805 – 1875), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942). Слова поэта, который вернулся с концерта, на котором его восхитила игра скрипача.

Как бы ни был велик артист, художник своего ценного «я», все же ни один из них, больших, не скажет, что он больше другого большого художника прошедшего времени, и что искусство исчерпано, и что только одно новое искусство истинно

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед

Цитата из мемуаров «Былое и думы» (1868 г.) русского философа Герцена Александра Ивановича (1812 – 1870).

Какой артист погибает! (Qualis artifex pereo!)

Последние слова, которые произнес римский император Нерон (37 – 68) перед самоубийством. Нерон считал себя по призванию прежде всего актером, а уж затем императором.

Кисть Святого Духа описала страдания Иова гораздо лучше, чем красноречие Соломона

Слова английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).

Клоун должен белить свое лицо, чтобы его могущественные противники не заметили, как он бледнеет

Слова Станислава Ежи Леца (1909 – 1966), польского поэта, философа, писателя-сатирика и афориста.

Клоун — король манежа. Умрет клоунада — кончится цирк.

Слова знаменитого клоуна Мозеля (МОЗЕЛЬ Григорий Захарович, 1896 – 1963). Приведены в книге «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997).

Книга убьет здание

Цитата из романа «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) французского писателя Виктора Гюго (1802 – 1885), в переводе Пименовой Э.К. (1854 – 1935). Слова архидьякона Клода Фролло о том, что книгопечатанье убьет архитектуру, как искусство (книга пятая, глава I и II).

Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма Л. А. АВИЛОВОЙ 21 февраля 1892 г. Москва.

Кoгдa пoзиpyют oчeнь бeзyкopизнeннo, тepпeливo, пopтpeт выxoдит cкyчный, бeзжизнeнный и, нaoбopoт, пpи нeтepпeливoм cидeнии пoлyчaютcя yдaчныe cюpпpизы

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930).

Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет

Цитата из пьесы «Шлагетер» (1933 г.) немецкого поэта, драматурга и национал-социалиста Ганса Йоста (1890 – 1978). Пьеса была посвящена Гитлеру («Написано для Адольфа Гитлера, с трепетным благоговением и неизменной преданностью»).

Критика — легка, искусство — трудно

Цитата из пьесы «Тщеславный» («Le glorieux») французского драматурга Филиппа Нерико Детуша (1680 – 1754), действие 2, сцена 5.

Кто изобретет новые концы для пьес, тот откроет новую эру

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма А. С. СУВОРИНУ 25 ноября 1892 г. Мелихово.

Кyльтypa вcя oбязaнa нayкe, ee мeтoдy

Цитата из воспоминаний «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Культура — это память

Цитата из книги "Беспокойная юность" (1954 г., вторая книга серии "Повесть о жизни", 1945 – 1963) советского писателя Паустовского Константина Георгиевича (1892 – 1968).

Лишних деталей надо избегать в гриме так же, как и в самой игре

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава III. ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД.

Лучше уйти со сцены на три года раньше, чем на один день позже

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова актера и певца Леонида Осиповича Утесова (1895 – 1982).

Люди хотят видеть изображение страсти, но не саму страсть

Слова французского философа Ролана Барта (Roland Barthes, 1915 – 1980).

Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 4. Рассказы русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), рассказ "В училище". Это слова русского художника Саврасова Алексея Кондратьевича.

Мастерская — это спасение от мира подлости, зла и несправедливости

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Мечты поэзии, создания искусства, восторгом сладостным наш ум не шевелят…

Цитата из стихотворения «Дума» (1838 г.) русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича (1814 – 1841).

Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну Рафаэля

Цитата из трагедии «Моцарт и Сальери» (1830 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

Муза живописи скучает и изменяет художнику тотчас же, если он будет работать так себе, не в полном увлечении и радости, с ленивой будто бы серьезностью, а главное, без любви к своему делу

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Мы должны воспитывать нашего зрителя. Голыми ногами его не воспитаешь

Цитата из художественного «Карнавальная ночь» (1956 г.) режиссера Эльдара Рязанова (1927 – 2015). Слова Огурцова Серафима Ивановича (и.о. директора Дома культуры, актер Игорь Ильинский), при обсуждении сценария празднования нового года, когла он увидел девушку экономиста, танцующую с голыми ногами.

Мы так привыкли смешивать искусство с природою, что очень часто те явления природы, которые никогда не встречали в живописи, нам кажутся неестественными, как будто природа ненатуральна, и наоборот: те явления, которые слишком часто повторялись в живописи, кажутся нам избитыми, некоторые же виды, слишком проникнутые одной мыслью и чувством, встречающиеся нам в действительности, кажутся вычурными.

Цитата из повести «Юность» (1857 г.) писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). Из размышлений главного героя (Николай Иртеньев) о природе (Глава XXVI. Я показываюсь с самой выгодной стороны).

На земле один художник приходится только на 2 000 000...

Слова из Письма Чехову Н. П., март 1886 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет брату, художнику Чехову Николаю Павловичу (1858 – 1889).

На совести каждого красивого артиста много женщин, и чтобы помнить каждую, нужно иметь слишком большую память

Цитата из рассказа "Два скандала" (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

На сцене ничего не может быть чересчур, если это верно

Слова знаменитого режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858 – 1943). Эти слова были включена в сборник любимых высказываний знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984).

Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве

Слова знаменитого русского режиссера, одного из основателей МХАТа Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938).

Надо не Гоголя опускать до народа, а народ поднимать к Гоголю

Слова русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904) из письма Владимиру Ивановичу НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО 2 ноября 1903 г. Ялта. 2 ноября 1903 г..

Надо оставлять искусство раньше, чем оно оставит тебя

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова знаменитого жонглера Александра Кисса, которые он произнес, приняв решение завершить свою карьеру в цирке.

Нам не следовало бы забывать, что эпохи и поколения человеческие должны сменяться и исчезать, что от них остаются лишь миниатюрные отражения, заключённые в рамки слова, которые и плывут по потоку вечности, словно цветы лотоса, говоря нам, что все эти поколения таких же людей, как и мы, только одетых иначе — действительно жили. Картина жизни древних евреев светит нам со страниц Библии, греков — из Иллиады и Одиссеи.

Цитата из сказки «Муза нового века» (1861 г.) датского писателя Андерсена Ханса Кристиана (1805 – 1875), в переводе Ганзен Анны Васильевны (1869 – 1942). Из рассуждений автора о поэзии.

Нacтoящeгo тaлaнтa ни coздaть, ни зaглyшить нeвoзмoжнo; oн вoзьмeт cвoe, ecли oн дeйcтвитeльнo тaлaнт

Слова художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). Об этом пишет художник Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в воспоминаниях «Далекое близкое», (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству). Репин и Ге разговорились о сыне Ге и о таланте.

Науки смертных просвещают. Питают, облегчают труд; Художествы их украшают и к вечной славе их ведут

Цитата из стихотворения Любителю художеств (1791 г.) русского поэта Державина Гавриила Романовича (1743 – 1816).

Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава семнадцатая. НАТЮРМОРТ).

Научить каноническим правилам изображения и научить учиться — это две области, по которым разделяются учителя по искусству

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава четвертая. УЧИТЕЛЯ ПО ИСКУССТВУ).

Не будь на этом свете пьяных, недалеко бы ушло искусство!

Цитата из рассказа "Ненужная победа" (1882 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Бродячий музыкант Цвибуш говорит своей дочери Ильке.

Не верю

Слова знаменитого режиссера Станиславского Константина Сергеевича (1863 – 1938), которые он произносил на репетиции, если игра актеров ему не нравилась.

Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Цитата из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). Слова книготорговца, обращенные к поэту.

Не спи, не спи, художник, не предавайся сну

Цитата из стихотворения «Ночь» (1956 г.) поэта Пастернака Бориса Леонидовича (1890 – 1960).

Неистовая любовь ко мне зрителей вызывает во мне чувство неловкости, будто я их в чем-то обманула

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004). Актриса говорит о своем выступлении в Ленинграде.

Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него

Слова из Письма А. С. ЛАЗАРЕВУ (ГРУЗИНСКОМУ) 1 ноября 1889 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Лазареву-Грузинскому Александру Семёновичу (1861 – 1927) о драматургии.

Нет двух одинаковых спектаклей

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997) (глава "День клоуна"). Впервые опубликовано в Молодая гвардия (периодическое издание), № 4-9 — 1976 г.

Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры

Слова знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788 – 1863).

Ни в какой области нет такого злоупотребления словом, как в оценке произведений — в особенности мнимого — искусства.

Цитата из «Круг чтения» русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). Слова из главы "2 июля (Искусство)".

Ни дня без строчки (Nulla dies sine linea)

Слова художника Апеллеса (IV в. до н. э.), придворного живописца Александра Македонского.

Ни один великий художник не видит вещи такими, какие они есть на самом деле. Если бы он их видел таковыми, он перестал бы быть художником

Цитата из эссе «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900). Слова Вивиана (VIVIAN).

Никогда не жалейте денег на реквизит. Реквизит нас кормит

Слова знаменитого клоуна Карандаша (Румянцев Михаил Николаевич, 1901 – 1983).

Никогда не ищите успеха там, где вы однажды его нашли

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова известного сценариста Венецианова Георгия Семеновича (1896 – 1965).

Нравится картина — не знакомься с художником

Поговорка о том, что художники, деятели искусства, могут быть неприятными, недалекими людьми, несмотря на то, что их произведения могут быть яркими, талантливыми.

Нужно быть клоуном, а не играть клоуна

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997).

О вкусах не спорят (De gustibus non disputandum est)

Древнее латинское выражение о том, что вкусы и пристрастия людей могут сильно отличаться друг от друга. Неправильно доказывать что вкус одних людей правилен, а других нет.

Объект, который красив сам по себе, не интересен художнику. В нем не хватает несовершенства

Цитата из сборника «Несколько афоризмов в назидание чересчур образованным» (A Few Maxims For The Instruction Of The Over-Educated, анг., 1894 г., перевод Джаарбекова С.М.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Один сердитый юноша сказал: «Мне не нравится Тициан». «Он от этого не стал хуже», — ответил я.

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Oдyшeвлeниe, вepa в cвoe дeлo — вoт чтo poждaeт xyдoжecтвeнныe coздaния

Слова художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). Об этом пишет художник Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в автобиографическом произведении «Далекое близкое».

Она велика в своем жанре, но жанр у нее — маленький

Слова итальянской певицы Анджелики Каталани (1780 – 1849), сказанные ею о немецкой певице Генриетте Зонтаг (1806 – 1854).

Опытные учителя прежде всего правильно растасуют колоду своих учеников и незаметно, отрывками беглых замечаний, организуют выдающихся в небольшую группу. Из этой группы, опять-таки вскользь, не задевая самолюбия остальных, выделят они вожака и уже на нем сосредоточат руководство мастерской

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава четвертая. УЧИТЕЛЯ ПО ИСКУССТВУ).

Певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бесплодия — ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава III. ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД.

Под флагом науки, искусства и угнетаемого свободомыслия у нас на Руси будут царить такие жабы и крокодилы, каких не знавала даже Испания во времена инквизиции.

Слова из Письма Плещееву А. Н., 27 августа 1888 г. Сумы писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Плещееву Алексею Николаевичу (1825 – 1893).

Потребность быть полезной, нужной они считают моим безумием

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), гл. "Сэвидж со стенда Шанель".

Пpoизвeдeниe иcкyccтвa ecть caмoe выcшee пpoизвeдeниe чeлoвeчecкoгo дyxa; oнo дaeт жизнь, oнo coвepшeнcтвyeт чeлoвeкa

Слова из выступления на пepвoм cъeздe xyдoжникoв и любитeлeй в Мocквe, 30 aпpeля 1894 гoдa художника Николая Николаевича Ге. Об этом пишет художник Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) в автобиографическом произведении «Далекое близкое» (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Протокольная правда никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку

Слова художника Левитана Исаака Ильича (1860 – 1900) о произведениях живописи, из разговора с певцом Шаляпиным Фёдором Ивановичем (1873 – 1938), которые он произнес, поясняя разницу между хорошей и плохой картиной.

Публика не должна успевать анализировать

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова знаменитого иллюзиониста Кио Эмиля Теодоровича (1894 – 1965).

Пути совершенства, как пути к звездам, — они измеряются далями, человеческому уму непостижимыми

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава II. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ..., 22.

Радость творчества — благороднейшая радость на земле

Цитата из романа «Мартин Иден» (1909 г., переводчик Сергей Заяицкий, 2014 г.) американского писателя Джека Лондона (1876 – 1916). Из разговора Мартина Идена с Руфью Морз о творчестве писателя (глава 30).

Радость творчества — это мучительный процесс работы над ролью, работы, не прекращающейся и после премьеры

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), глава "Новинки из архива".

При случайных встречах с модернистами я смотрю на них с некоторым страхом: мне кажется, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы.

Цитата из рассказа «История одной картины» (1911 г.) писателя Аверченко Аркадия Тимофеевича (1880 – 1925). Из описания посещения выставки современного искусства.

Публика не должна успевать анализировать

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова знаменитого иллюзиониста Кио Эмиля Теодоровича (1894 – 1965).

С кем вы, мастера культуры?

Название статьи "С кем вы, мастера культуры?" (1932 г.) писателя Максима Горького (1868 – 1936).

Самое трудное — играть с детьми и животными

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова режиссера Туманова, сказанные Юрию Никулину, во время съемок фильма "Ко мне Мухтар".

Самые высокие художественные таланты могут быть ужаснейшими мерзавцами

Цитата из романа "Бесы" (1872 г.) русского писателя Достоевского Фёдора Михайловича (1821 – 1881). Слова Степана Трофимовича Верховенского про Лямшина (часть 2, глава 5, 1).

Самые яркие впечатления мы можем получить столкнувшись с непостижимым. Такие эмоции в основе истинного искусства и науки.

Слова ученого-физика Альберта Эйнштейна (1879 – 1955).

Caмый бoльшoй вpeд нaшиx дoктpин oб иcкyccтвe пpoиcxoдит oт тoгo, чтo o нeм пишyт вceгдa литepaтopы, тpaктyя eгo c тoчки зpeния литepaтypы

Цитата из автобиографического произведения «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Сапоги во всяком случае лучше Пушкина

Цитата из статьи "Господин Щедрин, или раскол в нигилистах" (1864 г.) русского писателя Достоевского Фёдора Михайловича (1821 – 1881).

Своеобразие выражения — начало и конец всякого искусства

Цитата из сборника «Изречения в прозе» («Разное об искусстве») немецкого поэта и ученого Гёте Иоганна Вольфганга (1749 – 1832).

Секреты искусства лучше всего познаются в одиночестве, а Красота, как и Мудрость, любят одиноких поклонников

Цитата из "Юный король" (The Young King, (1888 г.)), из цикла «Гранатовый домик» (The House of Pomegranates; 1891) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил

Цитата из повести «Портрет» (1835 г.) русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852). Художник Чертков купил себе славу за деньги (ч. 1).

Служенье муз не терпит суеты

Цитата из стихотворения «19 октября» (1825 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837). Стихотворение сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея (см. Мемориальный Музей-Лицей).

Сначала я любил женщин, потом животных. Теперь я люблю камни. Они столь же забавны, как женщины и животные, но менее вероломны.

Цитата из романа «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) французского писателя Виктора Гюго (1802 – 1885), в переводе Пименовой Э.К. (1854 – 1935). Слова режиссера Пьера Гренгуара, в разговоре со священником Клодом Фролло. Пьер говорит о своем новом увлечении архитектурой (книга 10, гл. I).

Совершенство искусства в нем самом, а не вовне. О нем не следует судить по сходству с внешним образцом. Оно скорее вуаль, чем зеркало

Цитата из "Intentions" ("Намерения", 1891 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Современные драматурги начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами — пойди-ка найди сии элементы во всей России!

Слова из Письма Ал. П. ЧЕХОВУ 24 октября 1887 г. Москва русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет брату Чехову Александру Павловичу (1855 – 1913).

Созерцание — одна из основ творчества и любви к земле, в первую очередь к своей, отечественной

Цитата из книги "Бросок на юг" (1959 – 1960, пятая книга серии "Повесть о жизни", 1945 – 1963) советского писателя Паустовского Константина Георгиевича (1892 – 1968).

Соитие с музами вкусно только зимой.

Слова из Письма Леонтьеву (Щеглову) И. Л., 9 июня 1888 г. Сумы писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Леонтьеву Ивану Леонтьевичу (1856 – 1911, псевдоним Иван Щеглов) о том, что летом хорошо жить на даче, а работать хорошо зимой.

Существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд.

Цитата из повести «Поединок» (1905 г.) писателя Куприна Александра Ивановича (1870 – 1938). Из размышлений о профессиях подпоручика Георгия Ромашова (XVII).

Таланта было много, желания — тоже, была на первых порах и протекция, но не хватило пустяка: смелости.

Цитата из рассказа «Барон» (1882 г.) писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Слова о престарелом суфлере, бывшем актере, которого прозвали Барон.

Творческий работник похож на уродливую женщину, ведь она все равно в глубине души убеждена: в ней что-то есть, что-то чертовски милое — просто пока еще никто не заметил

Цитата из романа "Гипсовый трубач, или конец фильма" (2008 г.) писателя Полякова Юрия Михайловича (р. 1954).

Только в нашей стране возможны такие короткие жизни художников

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939). Петров-Водкин пишет об актерах (глава четырнадцатая. СУДОРОГИ).

Только искусство делает из человека человека

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), Часть 1. Автобиографические рукописи [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Только правдивое — прекрасно

Цитата из воспоминаний «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932 г.) русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича (1873 – 1938), глава II. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ..., 22.

Трудно написать, сделать или даже выдумать что-нибудь новое

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава двадцать первая. ЖИВАЯ НАТУРА).

Ты можешь приобщить шлюху к культуре, но не заставишь ее думать

Слова американской писательницы Дороти Паркер (1893 – 1967).

У хорошего режиссера не может быть плохого оператора

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004), глава "Поход на премьеру".

Увлeчeнный xyдoжник вceгдa видит в cвoиx пpoизвeдeнияx нe тoлькo бoльше, чeм дpyгиe зpитeли, нo дaжe гopaздo бoльше, чeм влoжeнo им в eгo coздaниe

Цитата из воспоминаний «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), (Николaй Николaевич Ге и наши претензии к исскуству).

Униформа — лицо цирка

Цитата из воспоминаний «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997).

Успех ваш в том, что вы ни на кого не похожи

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова Кузнецова Евгения Михайловича (1899 – 1958), художественного руководителя Главного управления цирками СССР, обращенные к молодым артистам цирка, клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину (1922 – 1983).

Халат — ужасно антисценическая вешь

Слова режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874 – 1940).

Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле

Слова из Письма Киселевой М. В., 14 января 1887 г. Москва писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет писателю Киселёвой Марии Владимировне (1847 – 1921), в ответ на её письмо, с комментарием о некоторых произведениях Чехова.

Xyдoжecтвeннoe изoбpaжeниe oднoй кpacoты в мaтepиaльнoм ee знaчeнии — гpyбoe peбячecтвo, дeтcкий вoзpacт иcкyccтвa

Слова из Письма к В. В. Cтacoвy oт 23 нoябpя 1875 гoдa композитора Мусоргского Модеста Петровича (1839 – 1881) (cм. книгy «М. П. Мycopгcкий. Пиcьмa и дoкумeнты». Coбpaл и пoдгoтoвил к пeчaти A. Н. Римcкий-Кopcaкoв пpи yчacтии В. Д. Кoмapoвoй-Cтacoвoй. М.— Л., 1932, cтp. 233 и 332).

Художник без самоотдачи для меня — нуль

Слова знаменитой советской актрисы Раневской Фаины Георгиевны (1896 – 1984) из книги "Разговоры с Раневской" (Глеб Скороходов, 2004).

Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Слова из Письма А. С. СУВОРИНУ 30 мая 1888 г. Сумы русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет издателю Суворину Алексею Сергеевичу (1834 – 1912) о своей повести.

Художник должен общаться только с красивыми и одержимыми людьми; смотреть на них — художественное наслаждение, а беседовать — отдых для ума. Лишь щеголи и очаровательные женщины правят миром, по крайней мере, должны делать это

Цитата из "Натурщик-миллионер" (The Model Millionaire, 1912 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Хyдoжник ecть кpитик oбщecтвeнныx явлeний: кaкyю бы кapтинy oн ни пpeдcтaвил, в нeй яcнo oтpaзитcя eгo миpocoзepцaниe, eгo cимпaтии, aнтипaтии и, глaвнoe, тa нeyлoвимaя идeя, кoтopaя бyдeт ocвeщaть eгo кapтинy

Слова художника Крамского Ивана Николаевича (1837 – 1887). Приведены в воспоминаниях «Далекое близкое» (1844 – 1930) русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), IV Учитeль (Иван Николаевич Крамской (памяти учителя)).

Хyдoжник — жpeц, иcкyccтвo — xpaм eгo, кapтинa — иepoглиф

Цитата из воспоминаний «Далекое близкое» русского художника Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930) (Письмa oб иcкуccтвe 1893—1894). В письме Третьем Репин выражает этими словами суть подхода символистов к своим произведениям.

Цирковой клоун на сцене — это все равно что русалка, вытащенная на берег из воды

Цитата из воспоминаний «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997). Слова отца Никулина, которыми он пояснил, почему выступление известных клоунов провалилось, когда представление прошло не в цирке, а на сцене театра.

Чего никто не слышит, того никто не ценит

Пословица о музыкальном, вокальном искусстве. Оценить музыкальные произведения можно только их услышав. Пословица поощряет к выступлениям, обнародованию своего таланта.

Чем больше мы изучаем искусство, тем меньше мы беспокоимся о природе

Цитата из "Intentions" (Намерения, 1891 г.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Чем выше культура, тем богаче язык.

Слова из Письма Меньшикову М. О., 12 октября 1892 г. Мелихово русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Писатель Антон Чехов пишет публицисту Меньшикову Михаилу Осиповичу (1859 – 1918) о статье Меньшикова «О чтении» («Книжки Недели», 1892, № 10, стр. 148 – 174).

Чем менее талантлив актер, тем больше сценирует он в жизни

Цитата из воспоминаний «Пространство Эвклида» (1932 г.) русского художника Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 – 1939) (Глава четырнадцатая. СУДОРОГИ).

Что считается ненормальным в жизни, признается нормальным в искусстве. Это единственное из жизни, что признается нормальным в искусстве

Цитата из сборника «Несколько афоризмов в назидание чересчур образованным» (A Few Maxims For The Instruction Of The Over-Educated, анг., 1894 г., перевод Джаарбекова С.М.) английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900).

Я артист государственных больших и камерных театров

Цитата из пьесы «Иван Васильевич» (1935 – 1936 гг.) писателя Булгакова Михаила Афанасьевича (1891 – 1940). Эти слова произносит вор Милославский, в ответ на подозрительность Бунша (относительно кражи вещей Шпака).

Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее

Слова итальянского скульптора, художника Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564).

Я делю клоунов только на две категории: смешных и несмешных

Цитата из книги «Почти серьезно» (1976 г.) знаменитого актера Никулина Юрия Владимировича (1921 – 1997).

Я раньше всегда считал, что мы существуем для Шекспира. А теперь я начинаю понимать, что правы те, которые говорят, что Шекспир существует для нас

Слова известного философа Шпет Густава Густавовича (1879 – 1937). Из книги Елены Якович Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович. Полная версия воспоминаний Марины Густавовны Шторх (2014 г.), гл. 17.

Я охотнее бы согласился быть Горацием, нежели Неаполитанским и Сицилийским королем

Цитата из «Почта духов» (1789 – 1790 гг.), русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844), глава "ПИСЬМО V От Астарота к волшебнику Маликульмульку", со ссылкой на авторство этой фразы Ж. Ж. Скалигера (1540 – 1609). Поэт говорит духу.

Я слышал много разговоров о пении. Те, кто много говорили, как надо петь, пели меньше и хуже

Цитата из книги «Константин Коровин вспоминает», Часть 1. Автобиографические рукописи русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 – 1936), [Записи о ранних годах жизни, учителях и об искусстве], [Ответы на вопросы о жизни и творчестве].

Я не люблю картин без людских фигур

Цитата из рассказа «Зеленая коса» (1882 г.) писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904). Из описания молодой красавицы Оленьки.

Явление Христа народу

Название картины "Явление Христа народу" (1837 – 1857) знаменитого русского художника Иванова Александра Андреевича (1806 – 1858).