Логотип Dslov.ru   Телеграмм   Вконтакте

Обетованная земля

Обетова́нная земля (край) (значение фразеологизма) — 1) страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания. 2) перен. страна, край, место куда кто-нибудь сильно стремится, желает попасть.

Слово "Обетованная" означает — обещанная.

Фраза "Обетованная земля" в буквальном смысле означает землю Ханаанскую, обещанную (обетованную) Господом в наследие Аврааму, Исааку и Иакову. Бог обещал Моисею, что приведет его народ «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед».

Географически это территория нынешнего Израиля, где находятся святыни трех религий - иудаизма, христианства и ислама.

О земле обетованной в Библии говорится неоднократно. Например:

В Книге Бытие, Глава 15, стр. 18:

18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:

19. Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,

20. Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,

21. Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

В Книге Исход, Глава 33, стр. 1:

1. И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «потомству твоему дам ее»;

В Книге Исход, Глава 3, стр. 8 и 17:

8. и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

16. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте.

17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.

Выражение встречается и в Новом Завете, в Послании апостола Павла к Евреям (гл. 11, ст. 9):

«Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой...»

В словарях

Обетова́нная земля, обетова́нный край (высок.) — изобильный и счастливый край, место, куда кто-н. стремится попасть [по библейскому сказанию о свободной земле, обещанной богом Яхве Моисею, который, помня этот обет, увёл свой народ от угнетавшего его египетского фараона].

📙 Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Обетованный".


Обетова́нная земля (край) — 1) страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания. «Я плачу сладостно, как первый иудей на рубеже земли обетованной.» Фет. 2) перен. страна, край, место куда кто-нибудь сильно стремится, желает попасть. «Я думаю о Воздвиженском, как об обетованной земле.» Л.Толстой. «Через час завидел он обетованный уголок.» Гончаров.

📙 Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Обетованный".

Примеры

Островский Александр Николаевич (1823 – 1886)

«Гроза» (1859 г.), действие 1, явление 3:

"Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых."

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

"Перекати-поле" (1887 г.):

"Об  учительском  месте  он мечтал вслух, как об обетованной  земле".

Письмо А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 12 июня 1888 г, Сумы:

"Дамы едва удерживались от слез, а я мысленно дал небу обет, что и на будущий год постараюсь увлечь Вас в обетованную землю."

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)

"Пошехонская старина" (1888 г.), гл. 4:

"И через две минуты балбесы и постылые уже видят в окно, как Гриша, подскакивая на одной ножке, спешит за маменькой через красный двор в обетованную землю."

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

"Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть II, XIX (о французах в 1812 году):

"Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.

Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе.

Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску".

«Рубка леса» (1855 г.), 6:

"В России ведь существует престранное предание про Кавказ: будто это какая-то обетованная земля для всякого рода несчастных людей."

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

«Фрегат «Паллада»» (1855 – 1857), ч. 2, гл. 3:

"Манила! Манила! вот наша мечта, наша обетованная земля, куда стремятся напряженные наши желания. Это та же Испания, с монахами, синьорами, покрывалами, дуэньями, боем быков, да еще вдобавок Испания тропическая!"


Дополнительно

Библия