Сорок сороков (значение фразеологизма) — об очень большом количестве чего-нибудь.
Согласно Стоглавому собору (проходил в 1551 году с участием Ивана Грозного), каждая московская церковь входила в церковно-административную единицу "сорок". Число церквей в такой единице могло быть как больше, так и меньше числа 40.
Со временем о большом количестве церквей в Москве стали говорить Сорок сороков. Этим выражением обозначали и большое количество чего-либо.
В словарях
Сорок сороков (устар. разг.) — об очень большом количестве чего-нибудь. Рассказал сорок сороков небылиц. (Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), "Сорок")
Сорок сороков (старин.) — о количестве церквей в Москве. «Отозвались колокольни, заметались колокола и все сорок сороков московских забили набат.» А.Н.Толстой. (первонач. единица счета (напр. шкурки соболя считались партиями - сороками, группа церквей, образовывавших благочиние, составляла сорок и т.п.).) (Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.), "Сорок")
Примеры
Высоцкий Владимир Семёнович (1938 – 1980)
Баллада о Любви (1975):
"Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков…"
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940)
«Сорок сороков» (1923):
"На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков."
Цветаева Марина Ивановна (1892 – 1941)
Над городом, отвергнутым Петром… (28 мая 1916):
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Семь холмов — как семь колоколов!.. (8 июля 1916):
Семь холмов — как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
"Мужики" (1897 г.):
"А в Москве дома большие, каменные, — говорила она, — церквей много-много, сорок сороков, касатка, а в домах всё господа, да такие красивые, да такие приличные!"
Евдокия Растопчина
«Вид Москвы» (1840 г.):
"В Москве отрада лишь одна
Высокой прелести полна:
Один глагол всегда священный,
Наследие былых времен,-
И как сердцам понятен он,
Понятен думе умиленной!
То вещий звук колоколов!..
То гул торжественно-чудесный,
Взлетающий до облаков,
Когда все сорок сороков"